Фонд V–A–C и M HKA развивают долгосрочное сотрудничество, разными способами поддерживая современных российских художников. V–A–C стремится увеличить присутствие ведущих российских художников различных поколений в коллекциях избранных европейских музеев. M HKA экспонирует и собирает произведения художников из России и других стран бывшего СССР. Музей фокусируется на Евразии и в формировании своей коллекции и программы руководствуется критерием географического разнообразия.

Ian Ginsburg

Ian ginsburg portrait
°1988
Lives in Moscow, RU

Ян Гинзбург

Художественная практика Яна Гинзбурга – яркий пример актуализации архивного импульса, важного для международного контекста искусства последних лет. Метод Гинзбурга объединяет в себе опыт материального производства и порядок симуляционистской деконструкции: выстраивая диалог с тем или иным художником, анализируя способ его существования и бытовой контекст его деятельности, автор делает видимыми процессы художественного производства и демонтирует манипулятивную силу образов.

Судьбоносным для новейших проектов Гинзбурга стало знакомство с Иосифом Гинзбургом – забытым, полумифическим художником-нонконформистом. Приютив Иосифа в своей комнате в коммуналке, он начал тщательную работу по сохранению наследия автора, выпавшего из доминирующего художественного нарратива, и стал его учеником и наследником. В первой выставке, посвященной советскому художнику, – «Механический жук» (2017) – Иосиф Гинзбург все еще выступает в качестве заметки на полях, маргинала, деконструирующего фигуру Ильи Кабакова. Такая неравноправная перекличка между советскими художниками ставит под вопрос феномен авторства, обнаруживает условия формирования художественной власти и обнажает связь между ценой и ценностью. В «Комнате гениев. Афоризмы Иосифа Гинзбурга» (2018) последнему уделено значительно больше внимания, хотя «Кабаков» также присутствует, рассеянный во множестве советских писателей, с которыми Гинзбург вступал в переписку. «Комната» – вольная реконструкция небольшого помещения на специализированном складе, где художник хранил важные для себя вещи. Часть их действительно принадлежала Гинзбургу, часть – творческое дополнение наследника, обеспечившего «приемному отцу» постмортальную жизнь благодаря своим концептуализирующим усилиям.

Проекты Яна выстраиваются в линию последовательной фантазматической обработки архивов, которая, оставаясь удивительно тщательной и глубокой, приобретает все более насмешливый, субверсивный характер. Выставка «СОВПИС» (2019) – размышление о концептуальном проекте самого Иосифа, который отправлял советским писателям, критикам и издателям копии сборника своих афоризмов, а затем издавал его заново, но уже с рецензиями. Вместе с работами художника-карикатуриста Иосифа Игина (настоящая фамилия – Гинзбург) литературный архив советского нонконформиста собран в абсурдные инсталляции и китчевообразный декор в стиле «квир-коммунизма»; сам Гинзбург говорит об этом как о «бахтинском смехе над архивом». Так художник актуализирует исследования моделей художественного производства прошлого века: с одной стороны, открыто используя стратегии концептуализма, с другой, направляя их против той доминирующей позиции, которую концептуализм занял в зале художественной славы.

V–A–C Foundation and M HKA engage in a longer-term collaboration by supporting the work of contemporary Russian artists in a variety of way. V–A–C wants to enhance the presence of leading Russian artists, of different generations, in selected European museum collections. M HKA exhibits and collects works by artists from Russia and other countries of the former USSR. The museum focuses on ‘Eurasia’, thereby contributing to the geographic diversity of collecting and programming.

Ian Ginsburg

Ian ginsburg portrait
°1988
Lives in Moscow, RU

Ian Ginsburg’s artistic practice is a remarkable example of actualization of the archival impulse, important for the international art context of recent years. Ginsburg’s method combines the experience of material production with the procedure of simulationistic deconstruction: by entering into a dialogue with a particular artist, investigating the mode of their existence and the everyday context of their practice, the author makes the process of artistic production visible and demonstrates the manipulative power of images.

The meeting with Joseph Ginsburg, a neglected semi-mythical nonconformist, was fateful for Ian Ginsburg’s newest projects. Having sheltered Joseph in his room in a communal apartment, he began a thorough work to preserve the heritage of the author, who had fallen out of the mainstream artistic narrative, and became his disciple and heir. In the first exhibition dedicated to the Soviet artist (“Mechanical Beetle”, 2017) Joseph Ginsburg still serves as a side note, a misfit deconstructing the figure of Ilya Kabakov. Such inequitable interchange between the Soviet artists questions the authorship phenomenon, reveals the environment of artistic power formation and uncovers the link between price and value. “The Room of Genius. Aphorisms of Joseph Ginsburg” (2018) pays significantly more attention to the latter, although “Kabakov” is also present, scattered in the many Soviet writers with whom Ginzburg corresponded. “The Room” is a freely reconstructed small accommodation in a special warehouse where the artist stored his possessions. Part of them indeed belonged to Ginsburg, part is a creative addition of his heir, who provided post-mortal life for his “adoptive father” with his conceptualisating efforts.

Ian’s projects line up in consecutive and fantasmatic archive processing, which being surprisingly detailed and deep, becomes increasingly mocking and subversive. The exhibition “SOVPIS” (Russian acronym for a “Soviet writer”, 2019) is a reflection on Joseph’s own conceptual project: he sent copies of his book of aphorisms to Soviet writes, critics and publishers and then published it with reviews. Together with the works of caricaturist artist Joseph Igin (the Ginsburg’s real surname), the literature archive of the Soviet nonconformist was assembled into absurd installations and kitschy-type setting in the “queer-communist” style; Ginsburg himself describes it as “Bakhtin’s laughter at the archive”. In such a way the artist updates the investigations of artistic production models of the past century: on the one hand, openly exploiting the strategies of conceptualism, and on the other, turning them against that dominating role which conceptualism plays in the hall of artistic fame.